середу, 29 жовтня 2014 р.

Технологія урока-майстерні

                                                                                        
Мастерские — педагогическая технология, ко­торая по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства обучения, развития и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечены как важнейшие.

Цели эти таковы:
•   ученик должен действовать автономно и реф­лексивно (познавательная и самообразователь­ная компетенции);
•   использовать различные средства интерактив­но (социальная и личностная компетенции);
•   входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них (социальная и лич­ностная компетенции).

Мастерская акцентирует внимание на состоя­нии, мыслях, общении, творчестве учащихся, то есть на сочетании учения, общения и творчества.

Лозунг мастерской — «Все способны!». Эта тех­нология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и само­познания.
Мастерская имеет свои принципы, свой алго­ритм работы.

Этапы мастерской:

мотивационный — предъявление индукто­ра — побудителя познавательной деятельно­сти; первое задание в мастерской, мотивиру­ющее дальнейшую деятельность участников; индуктор — предмет, побудитель направ­ленной деятельности, помогающий ученикам пробиться сквозь опыт, сквозь заслон своих знаний, убеждений, показывающих ему толь­ко ту реальность, которая им соответствует, а всё остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачиться, а затем организовать поиск — вот та цепочка действий, в которую мастер мечтает включить ученика, придумы­вая индуктор;

  создание творческого продукта, индивидуаль­но или в групповом взаимодействии; обыч­но основано на деконструкции (разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов) и реконструкции (позво­ляет из разрозненных частей единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской);

  социализация, то есть предъявление созданного продукта, идей, результатов всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа;


  промежуточная рефлексия и самокоррекция дея­тельности, формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем);

  новая информация и её обработка;

  корректировка творческого продукта или со­здание нового варианта версии, гипотезы; групповая или индивидуальная работа;

•    общая рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений и выход на новую систему проблем.
В понимании Джанни Родари, творчество – это синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Работая в мастерской, ученики повышают уровень познавательной активности. Это повышение можно представить в виде ассоциативной цепочки.

ПОНЯТЬ (воспроизводящая активность) – ОСМЫСЛИТЬ (интерферирующая активность)  – ПРОНИКНУТЬ ГЛУБОКО (творческая активность).

   Наиболее интересными должны быть этапы: разрыв – кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал раньше. Происходит новое видение предмета, переход к новому осознанию явления благодаря обсуждению в группе. Творчество - создание учениками своего творческого проекта, оформление его в виде сочинения-миниатюры, плаката, эмблемы, включая полученные во время обсуждения знания.
ИЗ  ИСТОРИИ  ТЕХНОЛОГИИ  МАСТЕРСКИХ
Технология мастерских основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толсто­го, С. Френе, психологии гуманизма Л. Выгот­ского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

В технологии мастерских главное — не сооб­щить и освоить информацию, а передать спо­собы работы.
   Результаты выражаются в овладении учащи­мися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствова­нию, саморазвитию.

Целевые ориентации:
• предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно разви­ваться, осознавать самих себя и своё место в мире, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
Концептуальные соображения:
    гипотезы: культурные формы нужно лишь предлагать, но не навязывать;
    отказ от методов принуждения и форм подав­ления достоинства учеников;
    мастерская предоставляет возможность ка­ждому продвигаться к истине своим путём;
    процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем самосознание;
    ученик имеет право на ошибку; ошибка считает­ся закономерной степенью процесса познания;
    творческая деятельность — безоценочная дея­тельность;
    сотрудничество, сотворчество, совместный по­иск.
Мастерская — это оригинальный способ орга­низации деятельности учеников в составе малой группы (7—15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные методические приёмы (элементы технологии):
    индукция;
    самоконструкция;
    социализация;
    разрыв;
    коррекция;
    творческое конструирование знаний.
Урок-мастерская расширяет границы урока, делает его совре­менным и интересным для учеников, которым придётся задуматься о выборе своего жизненного пути.

   Творчество — самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гени­альность живет в каждом человеке. Дети с самого раннего возраста любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевопло­щаться.
   Задача учителя — развивать творческие силы в маленьком человеке, потому что в творчестве происходит слияние челове­ка с его делом, особенно если дело захва­тывает и увлекает.
   Использование технологии творческих ма­стерских на уроках русского языка и лите­ратуры способствует развитию у детей пыт­ливости, самостоятельности, стремления к саморазвитию.
   Технология творческих мастерских — одна из личностно ориентированных форм обу­чения школьников, позволяющая им про­являть свой внутренний мир и творческие способности. Творческая мастерская — интерактивная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности.
   Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, об­щения и обмена информацией. Встреча в мастерской — это радость, удивление, вера в возможность открытия, надежда на успех.
   Работа в парах, а тем более в группах требу­ет повышенного внимания учителя. Очень важно правильно сформировать группы, учитывая индивидуальные особенности ре­бят. Лучше, если дети сами объединяются в группы, сами выбирают лидера.
   Работая в команде, дети приходят к выводу, что от их коллективной деятельности зави­сит результат. Каждый участник группы ста­рается внести свою лепту в общее дело. Но самое главное — дети учат друг друга. Се­годня мои ученики умеют работать со сло­варями, анализировать и выбирать главное из текста. Ребята отмечают сами, что ста­ли больше уделять внимание книге. Им по силам писать сочинение, рассказы, стихи. Они не только с удовольствием разгадывают ребусы, загадки, но и составляют их сами. Учатся проводить самоанализ, корректи­ровать свои действия. Творческие мастер­ские исключают официальное оценивание работы ученика. Именно отсутствие оцен­ки снимает у детей страх ошибиться, созда­ет атмосферу открытости.
Работа в мастерской построена на следу­ющих принципах:
1)     духовная деятельность человека и сло­во — основа работы;
2)     равенство всех, включая мастера;
3)  ненасильственное привлечение к про­цессу деятельности;
4)     отсутствие оценки, соревнования, со­перничества;
5)     чередование индивидуальной и коллек­тивной работы создаст атмосферу со­трудничества и взаимопонимания;
6)     важен не только и не столько результат, сколько сам процесс.
        Правила поиска:

1)   равенство всех участников;
2)  право каждого на ошибку;
3)  отсутствие критических замечаний;
4) предоставление свободы в выборе дей­ствий;
5) загадочность в заданиях;
6) диалог — основной принцип взаимо­действия.

      
         Роль мастера

1)  Создает атмосферу открытости;
2) включает эмоциональную сферу учаще­гося;
3) работает вмести со всеми;
4)  дает информацию малыми дозами;
5)  исключает официальное оценивание работы.

   Систематическая работа с учащимися по­степенно складывается в систему. Благода­ря ей дети учатся писать сочинения различ­ных типов; составлять викторины; готовить сообщения; создавать басни и сказки, иллю­страции к произведениям; писать научно-исследовательские работы.
   Занятие в творческих мастерских лучше начинать с 5-го класса. Эффективно про­ходит работа в классах, получивших под­готовку по развивающему обучению в на­чальной школе. Сотрудничая с учителем начальных классов, детей легче объеди­нить в группы. Работают они живее, часто удивляют нестандартным мышлением, не­обычным решением вопроса.
Приучать детей писать сочинения-миниатюры по заданным словам лучше с 5 класса. Необходимо контролировать, чтобы дети использовали все слова,— это приучает их вслушиваться в задание. Например, тема «Хотите — верьте, хотите — нет». Заданные слова: муравьи, босоножки, горчични ки, сковорода, шнурки, варенье, корона. Не каждый взрослый сможет соединить эти слова в рассказ.
   Практически каждый ребенок стремится испытать себя на поэтическом поприще.
   В 6 классе расширяется кругозор детей, развиваются их творческие способности. Учителю можно ограничивать свои функции «контролера», давая ребенку возможность проявить себя. Например, ограничим ре­бят одной строкой: «На стройке трудился кран-работяга». Название текста и продол­жение ребята додумывают сами, они спо­собны глубоко изучить тему.
   В 7 классе переходим к словесному рисо­ванию. Обычно демонстрируется цветная фотография какого-то необычного пейза­жа, памятника, рассмотрев которую уче­ники пишут сочинение, например на тему «Страна, в которой я не был» или «Город моей мечты». Семиклассники способны написать и со­чинение-настроение. На уроках ребята не­однократно отвлекаются на то, что про­исходит за окном: пошел сильный дождь, бьет вьюга в стекло, дрожащий листок при­лип к подоконнику, первый снегопад. Чем успокаивать ребят, вызывая их негатив­ные эмоции, требовать дисциплины, луч­ше дать им возможность в 5—7 предло­жениях изложить на бумаге свои эмоции и впечатления.
   8 класс — время внутренних переживаний подростков. Это уже взрослеющие люди, которым нужен совет, понимание, а еще больше — внимательный и добрый слу­шатель. Поэтому рекомендуется внедрить в работу мастерской сочинение «Напиши мне письмо».
   Дети, работая в группе, составляют рассказ о традициях школы, класса, о своем селе и о себе. Создают презентацию под названием «Мой друг».
   В 9-11 классах ведется работа по форми­рованию активной жизненной позиции: это и заметки в газету, и доклады о куль­туре речи.
   В этом возрасте у ребят уже сложилось свое мнение, которое не всегда совпадает с мнением учителя. Работа в группе помогает им усомниться в своей правоте. Сочинения-рассуждения, предлагаемые ученикам, хороши тем, что их нельзя создавать на «воде», общих рас­суждениях, необходимо мнение, позиция, свои мысли.
   Ученики 8—11 классов участвуют в проект­ной деятельности, написании научно-исследовательских работ.
   Работа в творческих мастерских помога­ет учащимся осознать свое место в жизни, самоутвердиться; развивает их речь, логи­ку мышления; способствует закреплению навыков культуры речи и ведения дискус­сий, обогащению фантазии, расширению кругозора, то есть формированию гармо­нически развитой личности.
   Применение информационных техноло­гий в работе творческих мастерских поз­воляет:
1)  эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
2)  повышает интерес к урокам языка и ли­тературы;
3)  активизирует познавательную деятель­ность;
4)  развивает творческий потенциал уча­щихся.

Уроки русского языка таят неисчерпаемые возможности для формирования представлений учащихся о ценностях жизни, ведь язык учебника, язык урока – это и есть путь к формированию личности.


( Составление сценария урока развития связной речи в 9 классе, используя технологию урока педагогической мастерской )

Немає коментарів:

Дописати коментар