Мастерские
— педагогическая
технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует
те средства обучения, развития и воспитания, которые стратегией модернизации
образования отмечены как важнейшие.
Цели эти таковы:
•
ученик должен действовать автономно и рефлексивно
(познавательная и самообразовательная компетенции);
•
использовать различные средства интерактивно
(социальная и личностная компетенции);
•
входить в социально-гетерогенные группы и
функционировать в них (социальная и личностная компетенции).
Мастерская акцентирует
внимание на состоянии, мыслях, общении, творчестве учащихся, то есть на
сочетании учения, общения и творчества.
Лозунг мастерской — «Все способны!». Эта технология
направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и
самопознания.
Мастерская имеет свои
принципы, свой алгоритм работы.
Этапы
мастерской:
• мотивационный
—
предъявление индуктора
—
побудителя познавательной деятельности; первое задание в мастерской, мотивирующее
дальнейшую деятельность участников; индуктор — предмет, побудитель направленной деятельности,
помогающий ученикам пробиться сквозь опыт, сквозь заслон своих знаний, убеждений,
показывающих ему только ту реальность, которая им соответствует, а всё
остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачиться, а затем
организовать поиск — вот та цепочка действий, в которую мастер мечтает включить
ученика, придумывая индуктор;
• создание
творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии; обычно
основано на деконструкции
(разрушение,
разъединение, рассогласование избранных для работы материалов) и реконструкции (позволяет из разрозненных
частей единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое
необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской);
• социализация,
то есть
предъявление созданного продукта, идей, результатов всем участникам
(афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение
индивидуальных результатов, коллективная работа;
• промежуточная
рефлексия и самокоррекция деятельности, формирование информационного запроса
(выстраивание новых проблем);
• новая
информация и
её обработка;
• корректировка
творческого
продукта или создание нового варианта версии, гипотезы; групповая или
индивидуальная работа;
• общая рефлексия
на уровне
мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений и выход на новую
систему проблем.
В понимании Джанни Родари,
творчество – это синоним оригинального склада мышления, то есть способность
постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Работая в мастерской,
ученики повышают уровень познавательной активности. Это повышение можно
представить в виде ассоциативной цепочки.
ПОНЯТЬ (воспроизводящая
активность) – ОСМЫСЛИТЬ (интерферирующая
активность) – ПРОНИКНУТЬ ГЛУБОКО (творческая активность).
Наиболее интересными должны быть этапы: разрыв – кульминация, во время
которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал раньше.
Происходит новое видение предмета, переход к новому осознанию явления благодаря
обсуждению в группе. Творчество - создание учениками своего
творческого проекта, оформление его в виде сочинения-миниатюры, плаката,
эмблемы, включая полученные во время обсуждения знания.
ИЗ
ИСТОРИИ ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕРСКИХ
Технология мастерских
основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С.
Френе, психологии гуманизма Л. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.
В технологии мастерских главное — не сообщить и освоить информацию, а
передать способы работы.
Результаты выражаются в овладении учащимися творческими умениями, в
формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.
Целевые
ориентации:
• предоставить учащимся психологические
средства, позволяющие им личностно развиваться, осознавать самих себя и своё
место в мире, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их
самих.
Концептуальные
соображения:
•
гипотезы: культурные формы нужно лишь предлагать, но
не навязывать;
•
отказ от методов принуждения и форм подавления
достоинства учеников;
•
мастерская предоставляет возможность каждому
продвигаться к истине своим путём;
•
процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем
самосознание;
•
ученик имеет право на ошибку; ошибка считается
закономерной степенью процесса познания;
•
творческая деятельность — безоценочная деятельность;
•
сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастерская — это оригинальный способ организации
деятельности учеников в составе малой группы (7—15 учеников) при участии
учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности
учеников.
Основные
методические приёмы (элементы технологии):
•
индукция;
•
самоконструкция;
•
социализация;
•
разрыв;
•
коррекция;
•
творческое конструирование знаний.
Урок-мастерская
расширяет границы урока, делает его современным и интересным для учеников,
которым придётся задуматься о выборе своего жизненного пути.
Творчество — самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность
живет в каждом человеке. Дети с самого раннего возраста любят сочинять,
выдумывать, фантазировать, перевоплощаться.
Задача учителя — развивать творческие силы в
маленьком человеке, потому что в творчестве происходит слияние человека с его
делом, особенно если дело захватывает и увлекает.
Использование технологии творческих мастерских на уроках русского языка
и литературы способствует развитию у детей пытливости, самостоятельности,
стремления к саморазвитию.
Технология творческих мастерских — одна из личностно ориентированных
форм обучения школьников, позволяющая им проявлять свой внутренний мир и
творческие способности. Творческая мастерская — интерактивная технология,
соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности.
Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного
взаимодействия, общения и обмена информацией. Встреча в мастерской — это
радость, удивление, вера в возможность открытия, надежда на успех.
Работа в парах, а тем более в группах требует повышенного внимания
учителя. Очень важно правильно сформировать группы, учитывая индивидуальные
особенности ребят. Лучше, если дети сами объединяются в группы, сами выбирают
лидера.
Работая в команде, дети приходят к выводу, что от их коллективной
деятельности зависит результат. Каждый участник группы старается внести свою
лепту в общее дело. Но самое главное — дети учат друг друга. Сегодня мои
ученики умеют работать со словарями, анализировать и выбирать главное из
текста. Ребята отмечают сами, что стали больше уделять внимание книге. Им по
силам писать сочинение, рассказы, стихи. Они не только с удовольствием
разгадывают ребусы, загадки, но и составляют их сами. Учатся проводить
самоанализ, корректировать свои действия. Творческие мастерские исключают
официальное оценивание работы ученика. Именно отсутствие оценки снимает у
детей страх ошибиться, создает атмосферу открытости.
Работа в мастерской построена на
следующих принципах:
1) духовная деятельность человека и
слово — основа работы;
2)
равенство всех, включая мастера;
3) ненасильственное привлечение к
процессу деятельности;
4)
отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
5)
чередование индивидуальной и коллективной работы
создаст атмосферу сотрудничества и взаимопонимания;
6)
важен не только и не столько результат, сколько сам
процесс.
Правила поиска:
1)
равенство
всех участников;
2) право каждого на ошибку;
3) отсутствие критических замечаний;
4) предоставление свободы в выборе действий;
5) загадочность в заданиях;
6) диалог — основной принцип взаимодействия.
Роль мастера
1)
Создает атмосферу открытости;
2) включает эмоциональную сферу
учащегося;
3) работает вмести со всеми;
4)
дает информацию малыми дозами;
5) исключает официальное оценивание
работы.
Систематическая работа с учащимися постепенно складывается в систему.
Благодаря ей дети учатся писать сочинения различных типов; составлять
викторины; готовить сообщения; создавать басни и сказки, иллюстрации к
произведениям; писать научно-исследовательские работы.
Занятие в творческих мастерских лучше начинать с 5-го класса. Эффективно
проходит работа в классах, получивших подготовку по развивающему обучению в
начальной школе. Сотрудничая с учителем начальных классов, детей легче объединить
в группы. Работают они живее, часто удивляют нестандартным мышлением, необычным
решением вопроса.
Приучать детей писать сочинения-миниатюры по
заданным словам лучше с 5 класса. Необходимо контролировать, чтобы дети
использовали все слова,— это приучает их вслушиваться в задание. Например, тема
«Хотите — верьте, хотите — нет». Заданные слова: муравьи, босоножки, горчични ки, сковорода, шнурки,
варенье, корона. Не каждый взрослый сможет соединить эти слова в
рассказ.
Практически каждый ребенок стремится испытать себя на поэтическом
поприще.
В 6 классе расширяется кругозор детей, развиваются их творческие
способности. Учителю можно ограничивать свои
функции «контролера»,
давая ребенку возможность проявить себя. Например, ограничим ребят одной
строкой: «На стройке трудился кран-работяга». Название текста и продолжение
ребята додумывают сами, они способны глубоко изучить тему.
В 7 классе переходим к словесному рисованию.
Обычно демонстрируется цветная фотография какого-то необычного пейзажа, памятника,
рассмотрев которую ученики пишут сочинение, например на тему «Страна, в
которой я не был» или «Город моей мечты». Семиклассники способны написать и сочинение-настроение.
На уроках ребята неоднократно отвлекаются на то, что происходит за окном: пошел
сильный дождь, бьет вьюга в стекло, дрожащий листок прилип к подоконнику,
первый снегопад. Чем успокаивать ребят, вызывая их негативные эмоции,
требовать дисциплины, лучше дать им возможность в 5—7 предложениях изложить
на бумаге свои эмоции и впечатления.
8 класс — время внутренних переживаний
подростков. Это уже взрослеющие люди, которым нужен совет, понимание, а еще
больше — внимательный и добрый слушатель. Поэтому рекомендуется внедрить в
работу мастерской сочинение «Напиши мне письмо».
Дети, работая в группе, составляют рассказ о
традициях школы, класса, о своем селе и о себе. Создают презентацию под
названием «Мой друг».
В 9-11 классах ведется работа по формированию
активной жизненной позиции: это и заметки в газету, и доклады о культуре речи.
В этом возрасте у ребят уже сложилось свое
мнение, которое не всегда совпадает с мнением учителя. Работа в группе помогает
им усомниться в своей правоте. Сочинения-рассуждения, предлагаемые ученикам,
хороши тем, что их нельзя создавать на «воде», общих рассуждениях, необходимо
мнение, позиция, свои мысли.
Ученики 8—11 классов участвуют в проектной
деятельности, написании научно-исследовательских работ.
Работа в творческих мастерских помогает
учащимся осознать свое место в жизни, самоутвердиться; развивает их речь, логику
мышления; способствует закреплению навыков культуры речи и ведения дискуссий,
обогащению фантазии, расширению кругозора, то есть формированию гармонически
развитой личности.
Применение информационных технологий в
работе творческих мастерских позволяет:
1) эффективно организовать
групповую и самостоятельную работу;
2) повышает интерес к урокам
языка и литературы;
3) активизирует познавательную
деятельность;
4) развивает творческий потенциал
учащихся.
Уроки русского языка таят неисчерпаемые возможности
для формирования представлений учащихся о ценностях жизни, ведь язык учебника,
язык урока – это и есть путь к формированию личности.
( Составление сценария урока развития связной речи в 9
классе, используя технологию урока педагогической мастерской )
Немає коментарів:
Дописати коментар