середу, 7 січня 2015 р.

"След в людской душе от доброты" (урок развития связной речи в 9 классе)

                           Воспитание ценностного отношения к миру на уроках
                            русского языка через технологию творческой мастерской

Тема: «След в людской душе от доброты»


Цели:
образовательная: проверить умения учащихся в работе со словарями,
                              формировать умение анализировать различные источники
                              информации, развивать творческий потенциал учащихся,
                              активизировать познавательную деятельность;

развивающая:      совершенствовать умение устанавливать соответствия
                              между реальными событиями (личным опытом) и
                              художественным произведением, доказывать свои
                              суждения; развивать речь, логику мышления учащихся;
                              способствовать закреплению навыков культуры речи и
                              ведения дискуссии;

воспитательная:  формировать основные жизненные компетентности,
                              воспитывать творческую личность, способную работать в
                              группе, в команде.

Оборудование: дополнительные материалы по теме урока, сборники стихов,
                           раздаточный материал.

Тип урока: урок развития связной речи.

Жанр урока: урок-мастерская построения знаний и формирования ценностных ориентаций.

 
   Ожидаемые результаты:
-  учащиеся могут, опираясь на знания литературных произведений,
   анализировать поступки свои и своих товарищей;

-  отбирают необходимый материал для подтверждения своих размышлений;

-  приобретают опыт работы в группе, командах.

                                          
                                        В наши дни слишком много людей знают всему
                                  цену, но не понимают истинных ценностей.
                                                                                                       Э.Лэндерс

1.     Представление проблемной ситуации. 
     Вступительное слово учителя.
Известно, что добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. «Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. Они заставляют его устыдиться своих злобных, мрачных, недобрых мыслей. Мы еще не научились использовать добрые слова так часто, как они того заслуживают», - пишет П.Блез. Поэтому сегодняшний урок, я думаю, должен стать школой добрословия.
   В старославянской азбуке буква Д называлась «добро». А разве не удивительны формулы русского речевого этикета? Представьте их.

2.     Представление учащихся:

«Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Доброй ночи!», «Добро пожаловать!»,  «Доброго здоровья!», «Доброго пути!», «Будьте добры!», «Всего доброго!»

3.     Работа над текстом «Торопитесь делать добро».

   Не о каждом человеке говорят: «Это личность!». А кто из вас не хотел бы стать личностью?
Человек уже с детства приобретает опыт самостоятельных решений и поступков. В этом и состоит его социальное и духовное взросление. Добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают и опустошают её. Почаще задавайте вопросы, обращенные к самому себе. Как я живу? Что доброе я сегодня сделал? Именно поступок является мерилом человека, его души, его совести. Помните всегда об этом! Торопитесь творить добро!

4.     Самоконструкция. Высказывание собственных суждений по проблемным вопросам:

- что значит «стать личностью»?
- в чем «состоит социальное и духовное взросление»?
- почему «добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают и опустошают ее»?
- что значит «творить добро»?
  ( В ходе построения высказываний используются поговорки и пословицы  народов мира о добре и доброте, которые были найдены самостоятельно ):

Русские -
«Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, а ищи доброты»
«Худо жить тому, кто не делает добра ни­кому»,
«Доброе начало — половина дела»,
«Добро не лихо: ходит тихо», «Без добрых дел нет доброго имени»,
«Рубашка износится, а доброе дело не за­будется»,
«Доброе дело само себя хвалит», «Учись доброму, худое на ум не пойдёт»,
«Добрый чело­век в добре проживёт свой век»,
«При солнышке тепло, при матери добро», «Добро творить — себя веселить»,
«На добро отвечать добром — дело каждого, а на зло — добром — дело отважное»                                 (туркмен­ская),
«Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь»
                                                    (бирманская)

     5. Лингвистическая разведка. Составление Словаря добрых слов.

«Добро»,«доброта»,«добродетель», «одобрение», «доброжелательство», «добросовестность»,«добропорядочность»,«добродушие», «одобрение», «добрососедство»,«добровольный»,«доброкачественный», «добротный».

     6. Составление импровизированного сборника афоризмов (результат коллективного поиска добрых советов и пожеланий)

«Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» (А. Швейцер);
«Во внутреннем мире человека доб­рота — это солнце» (В. Гюго);
«Кто добр поистине, в молчании добро творит» (И. Крылов);
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро» (Л. Толстой);
«Нет возможности всем делать добро, но в отно­шении ко всем можно проявлять доброжелатель­ность» (Ж. Гюйо);
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
                                                                                                    (Л. Толстой);
«Тому, кто не по­знал науки Добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтенъ);
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
                                                                                                   (Б. Паскаль)

7.     Афиширование.
- Подготовка устного монолога «Легко ли быть добрым»?
- Представление воображаемого диалога Добра и Зла.

8.     Заключительное слово учителя, педагогическое напутствие:

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море, из благих желаний
Построй корабль и по волнам плыви.

                                          ( Рудаки).

Немає коментарів:

Дописати коментар