Воспитание ценностного отношения к миру на
уроках
русского языка через технологию творческой мастерской
Тема: «След в людской душе от
доброты»
Цели:
образовательная: проверить
умения учащихся в работе со словарями,
формировать
умение анализировать различные источники
информации,
развивать творческий потенциал учащихся,
активизировать
познавательную деятельность;
развивающая: совершенствовать умение устанавливать
соответствия
между
реальными событиями (личным опытом) и
художественным
произведением, доказывать свои
суждения;
развивать речь, логику мышления учащихся;
способствовать
закреплению навыков культуры речи и
ведения
дискуссии;
воспитательная: формировать основные жизненные компетентности,
воспитывать творческую личность, способную
работать в
группе, в
команде.
Оборудование: дополнительные материалы по теме урока, сборники
стихов,
раздаточный
материал.
Тип урока: урок развития связной речи.
Жанр урока: урок-мастерская построения знаний и формирования
ценностных ориентаций.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся могут, опираясь на знания
литературных произведений,
анализировать поступки свои и своих
товарищей;
- отбирают необходимый материал для
подтверждения своих размышлений;
- приобретают опыт работы в группе, командах.
В наши дни слишком много людей знают всему
цену, но не
понимают истинных ценностей.
Э.Лэндерс
1.
Представление
проблемной ситуации.
Вступительное слово
учителя.
Известно, что добрые слова
оставляют в душах людей прекрасный след. «Они смягчают, утешают и исцеляют
сердце того, кто их слышит. Они заставляют его устыдиться своих злобных,
мрачных, недобрых мыслей. Мы еще не научились использовать добрые слова так часто,
как они того заслуживают», - пишет П.Блез. Поэтому сегодняшний урок, я думаю,
должен стать школой добрословия.
В старославянской азбуке буква Д называлась
«добро». А разве не удивительны формулы русского речевого этикета? Представьте
их.
2.
Представление учащихся:
«Доброе утро!», «Добрый
день!», «Добрый вечер!», «Доброй ночи!», «Добро пожаловать!», «Доброго здоровья!», «Доброго пути!», «Будьте
добры!», «Всего доброго!»
3.
Работа над текстом «Торопитесь делать добро».
Не о каждом
человеке говорят: «Это личность!». А кто из вас не хотел бы стать личностью?
Человек уже с детства приобретает опыт самостоятельных
решений и поступков. В этом и состоит его социальное и духовное взросление.
Добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают и опустошают её.
Почаще задавайте вопросы, обращенные к самому себе. Как я живу? Что доброе я
сегодня сделал? Именно поступок является мерилом человека, его души, его
совести. Помните всегда об этом! Торопитесь творить добро!
4. Самоконструкция.
Высказывание собственных суждений по проблемным вопросам:
-
что значит «стать личностью»?
-
в чем «состоит социальное и духовное взросление»?
-
почему «добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают и опустошают
ее»?
-
что значит «творить добро»?
( В ходе построения высказываний используются
поговорки и пословицы народов мира о
добре и доброте, которые были найдены самостоятельно ):
Русские
-
«Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, а ищи
доброты»
«Худо жить тому, кто не делает добра никому»,
«Доброе начало — половина дела»,
«Добро не лихо: ходит тихо», «Без добрых дел нет
доброго имени»,
«Рубашка износится, а доброе дело не забудется»,
«Доброе дело само себя хвалит», «Учись доброму,
худое на ум не пойдёт»,
«Добрый человек в добре проживёт свой век»,
«При солнышке тепло, при матери добро», «Добро
творить — себя веселить»,
«На
добро отвечать добром — дело каждого, а на зло — добром — дело отважное» (туркменская),
«Добро
творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь»
(бирманская)
5. Лингвистическая разведка.
Составление Словаря добрых слов.
«Добро»,«доброта»,«добродетель», «одобрение», «доброжелательство»,
«добросовестность»,«добропорядочность»,«добродушие», «одобрение»,
«добрососедство»,«добровольный»,«доброкачественный», «добротный».
6.
Составление импровизированного сборника афоризмов (результат коллективного
поиска добрых советов и пожеланий)
«Добро
— то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь
или препятствует ей» (А. Швейцер);
«Во
внутреннем мире человека доброта — это солнце» (В. Гюго);
«Кто
добр поистине, в молчании добро творит» (И. Крылов);
«Делай
добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить
добро» (Л. Толстой);
«Нет
возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять
доброжелательность» (Ж. Гюйо);
«Из
всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
(Л. Толстой);
«Тому,
кто не познал науки Добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтенъ);
«Чем
человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
(Б. Паскаль)
7.
Афиширование.
-
Подготовка устного монолога «Легко ли быть добрым»?
-
Представление воображаемого диалога Добра и Зла.
8.
Заключительное слово учителя, педагогическое
напутствие:
Без зла
смотри на мирозданье,
А взглядом
разума, добра, любви.
Жизнь –
это море, из благих желаний
Построй
корабль и по волнам плыви.
(
Рудаки).
Немає коментарів:
Дописати коментар